27 Май 2015

На франчайзера надейся, а сам не плошай

В начале этого года в Чите открылся бар-ресторан известной франшизы «Дорогая, я перезвоню».  Молодые предприниматели Олег Родионов и Дмитрий Астафьев получили 9,3 млн рублей от Венчурного фонда Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» на реализацию проекта. Открытие ресторана пришлось как раз на пик изменений в экономике страны. 

Как предприниматели справляются с новыми условиями рынка? Есть ли преимущества у бизнеса по франшизе в кризис? 

О том, как повлияли изменения в экономической ситуации страны на развитие проекта, рассказывает Олег Родионов. 

Согласно прогнозам экспертов, 40% заведений общественного питания должно закрыться в течение 2015 года. Для вас открыть бар-ресторан в столь непростое для экономики время для вас это было осознанным рискованным мероприятием?  

Скажу прямо, я оптимист по жизни и кризисы мне не помеха. Независимо от экономических передряг открытие бара состоялось бы при любых обстоятельствах, так как долго к этому готовились и шли. Тогда еще ничего не  предвещало, что геополитическая обстановка так скажется  на российской экономике. Очень помог стартануть Венчурный фонд Промсвязьбанка, одобрив наш проект. Нам были выделены инвестиции  в размере  9,3 млн рублей.  Планировалось открыть заведение в ноябре-декабре 2014 года, но некоторые технические моменты отодвинули дату открытия. Поэтому все состоялось в феврале, уже, так называемого, кризисного 2015 года.   

Барный бизнес для вас новый проект, плюс новые экономические реалии, какие трудности пришлось испытать на старте? 

Как ни странно, влияние кризиса сказалось на нас в меньшей степени. Нам пришлось столкнуться с организационными трудностями. В частности - с выбором на позицию директора. Мы очень тщательно подбирали кандидатуру под необходимые требования – опыт работы в сфере общепита не меньше года и второе, чтобы он прошел все ступеньки – от официанта-бармена до директора. Оказалось, что найти такого человека нелегко, особенно в Чите. В результате долгих поисков мы назначили на должность молодого человека из Москвы с 10-летним опытом в общепите. Однако и у него не хватило крепких навыков управленца. Теперь я все взял в свои руки. Идем вперед!  

Что касается кризиса. Не сказал бы, что ситуация критическая. Да, люди стали экономнее, но в отдыхе себе отказывать не перестали. Возможно, это русский менталитет так устроен –можем что-то не купить, но отдохнуть любим. Мы, в свою очередь, ездим по другим читинским заведениям, мониторим ситуацию и видим, что посетителей в кафе и барах достаточно. Осталось сделать так, чтобы большинство из них приходило именно к нам. 

Уже  разработан какой-то план действий на ближайшее время? 

Сейчас мой основной план, который я наработал еще из своего прошлого опыта управления фитнес-клубом (Фитнес-Клуб «Бостон» в Чите – прим. ред.)– более плотная работа с каждым сотрудником. 

Стандарты, чек-листы, -   все это есть, и прописано в рамках франшизы. 

Накануне открытия бара к нам приезжала команда из Москвы во главе с директором по развитию сети «Дорогая, я перезвоню» Ярославом Ульяновым для проведения обучения наших сотрудников. 

Но сейчас мы почувствовали, что не хватает четкого контроля в распределении обязанностей и систематизации расписания сотрудников.

Одно дело теория и стандарты, другое,  когда непосредственно приходят гости и пошла работа. Тут нет шаблонов. Ситуации все разные.  

Кроме того, мы понимаем, что у нас сфера общепита – это развлекательная сфера, покушать люди могут дома, в столовой. В бары, рестораны приходят, чтобы приятно провести время. Помимо вкусной еды, которую многие не готовят дома, и напитков, должно быть что-то интересное, мини шоу. Понимая это, мы более тщательно продумываем программу, основываясь на интересах людей, придумываем нестандартные предложения.     

Получаете ли Вы на данном этапе поддержку от команды франчайзи? 

Безусловно,  ребята помогают. Недавно помогли найти стол для кикера (настольный футбол), будем устанавливать. Хорошая штука, которая есть в хороших барах. Но самое главное, что сделала команда франчайзи – это адаптация меню под кризисные цены. По всей сети убрали блюда из дорогих продуктов. У нас постоянно идет взаимодействие, обмен информацией. Они получают обратную  связь от меня, дают советы, на что больше стоит обратить внимание и  пр.

Здесь важно не забывать про региональные особенности бизнеса. В Москве нет острой потребности в УТП -  уникальном торговом предложении. В независимости от кризиса, спрос все-таки больше, чем предложение. Заведений очень много,  буквально, на одном квартале – до 50-ти штук, но, несмотря на это, никто в клиентах не нуждается. Нужно совсем плохо работать, чтобы к тебе никто не ходил. 

Плюс столица аккумулирует успешных людей со всей России. Активные, деятельные стараются уехать ближе к центру. Как следствие, там больший процент активного населения. И как результат - барная тема в Москве больше развита, потому что активным людям интереснее ходить в концептуальный бар, чем в кафе. Бар – это место, где у посетителя есть больше возможностей пообщаться с кем-то, в кафе к барной стойке не подойдешь – она «не контактная». Нет такого близкого контакта с другими людьми, с персоналом, как это есть в баре, нет активности, простоты. В ресторанах – есть определенный этикет, рамки. В баре все намного проще, свободнее, раскованнее. 

В Чите свои особенности – город маленький, провинциальный, активного населения меньше. Те, кто ходят куда-то, идут, по большей части просто покушать, к барам еще не привыкли. Но потихонечку, через нас начинают приучаться. Почему через нас? Из тех баров, которые сейчас есть в Чите, одно больше для молодежи, студентов, другое – «трешевое» место, свободомыслящих людей. Настоящего бара, как он есть, в Чите, получается, и не было. Мы его открыли  и планируем нести культуру настоящего концептуального бара для взрослых, успешных и активных людей.

Другими словами, на франчайзера надейся, а сам не плошай?

Верно, возвращаясь к теме УТП. У нас уже был опыт создания и применения уникальных торговых предложений на примере фитнес-клуба. И мы понимаем, что развивая барную тему в Чите, УТП необходимо. 

Для Московских франчайзи это не так актуально, там по большей части действует простая концепция: бар за углом, куда ты можешь зайти, идя на работу, с работы. А УТП  - это то, что сможет любого человека, попадающего в целевую аудиторию, поднять с дивана,  заставить  действовать. Как правило, это базируется на основных потребностях человека. Для разных категорий людей, в определенные периоды жизни, какая-то потребность наиболее сильная. Зная это и надо составлять свою уникальность. 

Сейчас, в связи с кризисом, какие потребности выходят у людей на первый план? 

Потребности по большей части всегда одинаковые, на мой взгляд. В кризис возрастает потребность в безопасности и стабильности. Но к нам же не за этим идут. К нам приходят развлекаться, а в развлекательной сфере потребности одни – вкусно покушать, выпить и посмотреть шоу. Мы должны удовлетворить потребность в плане развлечений или связанную со знакомством с противоположным полом. Это мы перекрываем. 

Какие в данный момент внедряются изменения в работу бара «Дорогая…»? 

Сейчас мы продумываем регулярную развлекательную программу.

Например, мы хотим, чтобы в будние дни у нас играл ди-джей и на каждый день была  программа разного дня. В выходные планируем внедрить такие необычные фишки  - чтение книг профессиональными чтецами, саксофон, живая музыка, разные интересные настольные игры. 

Какие рекомендации Вы бы могли дать предпринимателям, которые сейчас начинают бизнес в ресторанной сфере?

Открывая заведение в общепите надо хорошо подумать - есть ли у тебя какая-то уникальность, сможешь ли ты все это наладить? 

Важно всегда ответственно подходить к делу, просто работать-работать.  Строить планы, идти дальше. По мере прохождения определенных этапов сверяться – получается или нет. Если нет, то нужно меняться, но все - равно делать. Смотреть на ситуацию со стороны - не вариант. Время, общество, вкусы, интерьеры – всё меняется. Если нет успеха через год-два после открытия, значит, точно нужны перемены.  И главное  - всегда держать руку на пульсе и быть оптимистом. 

Экспертные мнения на тему

Совладелец и управляющий сети баров «Дорогая, я перезвоню…» Дмитрий Левицкий дал свою экспертную оценку:  «Экономическая ситуация в целом не сильно повлияла на сеть «Дорогая..», чтобы остаться в ценовом сегменте, мы ввели в меню новые блюда. Кризис – это испытание на прочность и главное в это время нужно держать лицо и продолжать гнуть свою линию! Самое худшее, когда заведение в кризисной панике начинает метаться, экспериментировать. Наша сеть пережила кризис 2008 года и сейчас никаких глобальных изменений не ждем. В Чите такого заведения, как бар «Дорогая, я перезвоню..» еще не было. Сейчас главная их задача – внимательное отношение к гостям и  постепенное  приучение к качественному продукту, а мы поможем, чем сможем».   
  

Тему кризисных явлений также прокомментировал директор по развитию сети «Дорогая, я перезвоню»  Ярослав Ульянов:  «Наш Первый бар «Куклы пистолеты» открылся в 2008 году - это был  самый разгар кризиса. И мы знаем, что это такое. На самом деле кризис - это очень хорошая история, чтобы сделать самый лучший продукт. Без кризисных ситуаций люди расслабляются. Сейчас в Москве некоторые заведения закрываются – с непонятной концепцией, с невкусной едой, а люди, которые именно работают над бизнесом, которые в нем живут, не продают испорченный продукт, у тех будет все в полном порядке. Я в этом уверен, абсолютно уверен». 


Возврат к списку